Психологическая инфраструктура правоохранительной деятельности


Психологическая инфраструктура правоохранительной деятельности
Инфраcтруктура (от лат. infra – ниже и struktura – строение, расположение) представляет собой форму, содержанием которой выступают группы психологических структур и поцессов, а так же соотвствующих связей между ними, обеспечивающих выполнение совокупности трудовых функций субъектом в соотвествии с социально-профессиональными усовиями, цкелями и содержанием деятельности. Понятие «психологическая инфраструктура» впервые использовал А.Н. Леонтьев, писавший: « Все психологическое может быть понято только в ее связи с суперструктурой социального, потому что инфраструктура без этой суперструктуры не существует вообще».

Психологическая инфраструктура включает в себя базовые (или объективно-предпосылочные – по М.С. Кветному), организацимонные компоненты деятельности субъекта и вторичные (обслуживающие, по терминологии А.М. Столяренко) психологические (или субъективно-регулятивные) образования в сфере прав и обязанностей, опосредованные нравственно 0психологическими факторами поведения сотрудников ПОО в повседневной жизнедеятельности. К базовому, организующему уровню относятся две группы факторов: 1) организация деятельности служебного коллектива (базовые психологические факторы, связанные с образами деятельности, с характерными психологическими особенностями субъектов и особенностями контактов между ними – непосредственные контакты, контакты, опосредованные общим предметом труда, общими средствами труда, информационные контакты; уровень развития служебного коллектива, особенности правового сознания и мотивационной напряженности деятельности его членов и др.); 2) организация управления – психологические факторы, характеризующие устойчивые признаки субъективно-удобного стиля коллективной деятельности и взаимодействия всех лиц , участвующих в реализации функций управления (факторы: ценностно-целевые, организационно-управленческие, познавательно-коммуникативные, связанные с организацией информационного обеспечения управления и управленческие воздействия); 3) обслуживающие психологические факторы образуют наиболее динамическую группу факторов психологической инфраструктуры: а) оперативные – принятие текущих решений, распределение и доведение заданий, мобилизации и поддержания рабочего тонуса и др.; б) ситуативные – эмоции, чувства, настроения, переживания, процессы социальной перцепции, эмоционального оценивания и неформального общения и др.

В соответствии с принципом полноты завершенность перечня параметров концептуальной схемы психологической инфраструктуры обеспечивается двояко: во-первых, эмпирическим путем, обеспечивающим возможность проврки и фиксации конкретных проявлений указанных параметров и деталей деятельности; во-вторых, соответствие целям и задачам исследования, что поможет отбирать оптимально возможные элементы деятельности.

Правовая и психологическая инфраструктуры структуры диалектически взаимосвязаны между собой, составляя определенные слои регуляции деятельности (С.С. Алексеев). Обе они опираются на устойчивые организационные формы, своеобразный психолого-юридический базис в виде особого построения правового пространства обеспечивающего функционирование и развитие психолого-юридических структур, причем каждый компонент (часть) структуры может рассматриваться как система (или подсистема), взаимодействующая с другой п механизмам координации (упорядоченность по горизонтали) и субординации (упорядоченность по вертикали) в целях выполнения определенной функции.

Общепсихологическое содержание инфраструктуры правоохранительной деятельности включает в себя характеристики ее основных компонентов – мотивов, ролей, условий, средств и результатов. Она представляет собой форму объединения и познания реальных подструктур психологической активности субъекта на основе закономерностей и принципов системного подхода. Проблемы эффективности управления и развития ПОО необходимо рассматривать только во взаимосвязях элементов психологической инфраструктуры деятельности. Такой подход может быть использован в юридическом менеджменте, в профессиональной подготовке руководителей, а так же при разработке комплексных программ развития ПОО.

(Ю.А. Шаранов)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.